понедельник, 26 ноября 2018 г.

Риски авиатранспортной системы при профессиональной подготовке пилотов диспетчеров


УДК 351/354

Риски авиатранспортной системы при профессиональной подготовке пилотов диспетчеров

© С.М. Головнин, xplane.manual@gmail.com

Аннотация: статья посвящена проблеме профессиональной подготовки пилотов и диспетчеров, возможным рискам в процессе подготовки и мере реагирования на данные риски с целью повышения качества уровня профессиональной подготовки

Ключевые слова:
Безопасность полетов, Управление рисками, Управление качеством, Виртуальная среда, Подготовка авиационных специалистов, Моделирование полетов,



Введение
Способность успешно и безопасно выполнять свою трудовую функцию работником авиатранспортной отрасли закладывается на этапе подготовки. Профессиональная подготовка играет важнейшую роль в обеспечении уровня безопасности полетов, так как именно в данном процессе закладываются фундаментальные модели поведения человека в рабочей обстановке, формируются алгоритмы реагирования на возникающие задачи в процессе выполнения трудовой функции. В подготовке авиационных специалистов (пилотов и диспетчеров) большую роль играет ориентация на принятие решений в условиях неопределенности и дефицита времени. Это связано в первую очередь с характеристикой авиатранспортной системы, в которой предстоит работать специалистам: она характеризуется условиями неопределённости, высокими скоростями принятия решений, высоким уровнем риска возникновения нештатных ситуаций.
С учетом проактивного подхода к управлению безопасностью полетов, возможные риски, влияющие на безопасность полетов, стоит рассматривать и учитывать уже на этапе подготовки авиационных специалистов, до того, как авиационные специалисты будут выполнять свои профессиональные обязанности в рамках авиатранспортной системы.

Авиатранспортная система
Авиатранспортная система включает в себя множество элементов, основными рассматриваемыми элементами применительно к данной статье рассмтаривается система экипажей воздушных судов (ВС) и органов управления воздушным движением (УВД).
Экипаж воздушного судна — (англ aircraft crew) по воздушному законодательству РФ летный экипаж (командир воздушного судна, др. лица летного состава) и кабинный экипаж (бортоператоры и бортпроводники) (ст. 56 ВК РФ). Применительно к статье рассматривается именно летный экипаж ВС.
На сегодняшний день, стремительное развитие авиатранспортной системы требует большого количества авиационных специалистов, несмотря на автоматизацию некоторых процессов управления и производства. Тем не менее, полностью автоматизировать выполнение полетов не возможно и человек всегда будет оставаться необходимым элементом подсистемы «самолет-диспетчер». Данная подсистема «самолет-диспетчер» является частью авиатранспортной системы и включает в себя следующие элементы:
- экипаж ВС;
- орган УВД;
- окружающая среда;
- оборудование, технические средства и инфраструктура, необходимые для выполнения полета и обеспечения связи межу основными элементами подсистемы: самолет и орган УВД.

Профессиональная подготовка
Как и любая другая система, подсистема «самолет-диспетчер» подвержена различным рискам, которые именно в этой связке «самолет-диспетчер», в случае их наступления, могут оказывать  огромное влияние на безопасность полетов, так как непосредственно выполнение конкретного полета под управлением пилота и контролем диспетчера зависит от устойчивого и надежного функционирования данной подсистемы.
Исходя из вышесказанного, профессиональная подготовка участников данной подсистемы играют важнейшую роль в управлении безопасности полетов. Рассмотрим подробнее профессиональную подготовку участников данной подсистемы.
Схема процесса подготовки пилота и диспетчера не имеет особых отличий, за исключением специализированного теоретического материала и практических занятий:


Табл.1 Процесс подготовки пилота и диспетчера
Курсант – пилот
Курсант - диспетчер
Вступительные испытания – теория
Вступительные испытания – физические дисциплины
Общая теоретическая и физическая подготовка
Профессиональные дисциплины
в части пилотирования ВС, навигации
Профессиональные дисциплины
в части УВД
Фразеология и англ. язык
с точки зрения пилота
Фразеология и англ. язык
с точки зрения УВД
Практические занятия
на тренажере ВС
Практические занятия
на тренажере УВД
Практические полеты ВС
Практическая работа в аэропорту УВД

Таким образом, зная основные этапы подготовки пилотов и диспетчеров, следует определить возможные риски в процессе их профессиональной подготовки и управлять идентифицированными рисками с целью исключения возможностей наступления негативных последствий для авиатранспортной системы.
Риск с точки зрения авиатранспортной системы — это объективная характеристика или мера количества опасности в прогнозируемом и еще неосуществившемся,  но могущем возникнуть опасном событии, которое может произойти случайно и принести последствия в виде вреда или ущерба.

Риски в процессе профессиональной подготовки
Рассмотрим возможные риски в процессе подготовки пилота, на каждом этапе подготовки:
Табл.2 Риски в процессе подготовки пилота
Этап подготовки пилота
Риски
Вступительные испытания – теория
-  Риск получения недостоверных данных при оценке абитуриента (теоретических)
Вступительные испытания – физические дисциплины
-  Риск получения недостоверных данных при оценке абитуриента (физико-психологических)
Общая теоретическая и физическая подготовка
-  Риск не усвоения материала курсантом;
-  Риск недостоверной системы оценки (коррупционная составляющая)
-  Риск развития неустойчивого психологического состояния
-  Риск приобретения проблем связанных с физическим здоровьем
Профессиональные дисциплины
в части пилотирования ВС, навигации
-  Риск не усвоения материала курсантом;
-  Риск получения неактуальных, не достоверных знаний от преподавателей
-  Риск недостоверной системы оценки (коррупционная составляющая)
Фразеология и англ. язык
с точки зрения пилота
-  Риск получения неактуальных, не достоверных знаний от преподавателей.
Практические занятия
на тренажере ВС
-  Риск возникновения эмоционального страха перед полетом
-  Риск приобретения и развития не соответствующих навыков
-  Риск, связанный с отсутствием совместной практики ведения фразеологии с диспетчером
Практические полеты ВС
-  Риск реализации ошибок пилотирования на практике;
-  Риск приобретения и развития не соответствующих навыков

Рассмотрим также возможные риски в процессе подготовки диспетчера, на каждом этапе подготовки (дли примера приводятся только основные риски, без их детального анализа):
Табл.3 Риски в процессе подготовки диспетчера
Этап подготовки диспетчера
Риски
Вступительные испытания – теория
-  Риск получения недостоверных данных при оценке абитуриента (теоретических)
Вступительные испытания – физические дисциплины
-  Риск получения недостоверных данных при оценке абитуриента (физико-психологических)
Общая теоретическая и физическая подготовка
-  Риск не усвоения материала курсантом;
-  Риск недостоверной системы оценки (коррупционная составляющая)
-  Риск развития неустойчивого психологического состояния
-  Риск приобретения проблем связанных с физическим здоровьем
Профессиональные дисциплины
в части УВД
-  Риск не усвоения материала курсантом;
-  Риск получения неактуальных, не достоверных знаний от преподавателей
-  Риск недостоверной системы оценки (коррупционная составляющая)
Фразеология и англ. язык
с точки зрения УВД
-  Риск получения неактуальных, не достоверных знаний от преподавателей.
Практические занятия
на тренажере УВД
-  Риск возникновения эмоционального страха при УВД
-  Риск приобретения и развития не соответствующих навыков
-  Риск, связанный с отсутствием совместной практики ведения фразеологии с диспетчером
Практическая работа в аэропорту УВД
-  Риск реализации ошибок на практике;
-  Риск приобретения и развития не соответствующих навыков

Поскольку данные риски практически идентичны, рекомендуется объединить их  с целью применения единой интегрированной системы управления рисками в авиационном учебном заведении.
Таким образом, общая иерархия рисков выглядит следующим образом:
-   Риск получения недостоверных данных при оценке абитуриента (теоретических и физико-психологических);
-   Риск не усвоения материала курсантом;
-   Риск недостоверной системы оценки (коррупционная составляющая);
-   Риск развития неустойчивого психологического состояния;
-   Риск приобретения проблем связанных с физическим здоровьем;
-   Риск получения неактуальных, не достоверных знаний от преподавателей;
-   Риск возникновения эмоционального страха при УВД;
-   Риск возникновения эмоционального страха при выполнении полета;
-   Риск приобретения и развития не соответствующих навыков;
-   Риск, связанный с отсутствием совместной практики ведения фразеологии с диспетчером;
-   Риск реализации ошибок на практике.
Для управления рисками их необходимо идентифицировать  классифицировать, назначить владельцев рисков, установить показатели для оценки риска и выработать мероприятия по работе с рисками. Сама по себе система управления рисками подразумевает наличие мероприятий, которые не позволяют рискам реализоваться в процессе профессиональной деятельности или, направленных на минимизацию последствий, если риск невозможно избежать.

Идентификация и классификация
Идентификация рисков должна выполняться в процессе профессиональной подготовки курсантов пилотов и диспетчеров, на регулярной основе. С учетом динамичного развития авиатранспортной системы матрица рисков должна быть «живым» инструментом, которая пересматривается на регулярной основе. Более крупные риски следует детализировать и применять декомпозицию матрицы рисков по нескольким уровням, для более детальной и точной идентификации всех возможных рисков.
 Для ранжирования рисков рекомендуется применять следующую таблицу:

Рис. 1 Ранжирование рисков
Владельцы риска
Владелец риска - лицо, ответственное за планирование и реализацию утвержденной стратегии по управлению рисками.
Для каждого риска должен быть назначен владелец риска, который отвечает за процесс выявления риска, его оценки, принятия решения о возможных и необходимых мерах, а также своевременно разработке корректирующих мероприятий и организации их выполнения.

Показатели для оценки
Невозможно управлять тем, что нельзя измерить. Соответственно система измерения рисков является наиболее важной составляющей в системе управления рисками. При этом основной формулой для оценки рисков должна являться формула расчета индекса риска, которая выражается как произведение вероятности наступления риска и последствий при наступлении риска, рассчитанные в количественном или качественном виде. Индекс риска = Вероятность * последствия. Вероятность риска должна определяться с учетом теории вероятности и общей практики функционирования авиатранспортной системы.
Измерение и анализ рисков рекомендуется проводить с использованием инструментов системы качества, таких как: диаграмма сродства, диаграмма связей, древовидная диаграмма, матричная диаграмма, сетевой график (диаграмма Ганта), диаграмма принятия решений (PDPC), матрица приоритетов.

Таким образом, применительно к указанным в статье рискам может быть применена следующая матрица рисков:
Табл.4 Матрица рисков профессиональной подготовки пилотов и диспетчеров
Риск
Причина
Владелец риска
Вероятность
Последствия
Индекс риска
Корректирующие мероприятия
Риск получения недостоверных данных при оценке абитуриента (теоретических и физико-психологических)
При поступлении курсант скрыл данные о начальном образовании и/или физическом здоровье
Председатель приемной комиссии;
Председатель ВЛЭК
Средняя возможность возникновения
Значимые последствия:
В процессе выполнения полетов могут сформироваться критические последствия для здоровья курсанта, которые не позволят безопасно выполнить полет (ухудшение зрения, потеря слуха и т.д.)
Высокий риск
Тщательно проверять материалы абитуриента, независимый ВЛЭК при поступлении
Риск не усвоения материала курсантом
Не серьезное отношение курсанта к учебе;
Слабая вовлеченность преподавателя в образовательный процесс

Начальник курса;
Курсант
Высокая возможность возникновения
Средние последствия:
По завершению обучения, в процессе выполнения полетов курсанту будет недоставать теоретических знаний для выполнения полета
Высокий риск
Внимание начальника курса на периодическую оценку знаний;
Осознание курсантом необходимости самостоятельной подготовки;
Вовлечение преподавателей в образовательный процесс
Риск недостоверной системы оценки (коррупционная составляющая)
В процессе сдачи экзамена, зачета, курсант «покупает» оценку
Преподавательский состав
Низкая возможность возникновения
Средние последствия:
Необъективная оценка знаний курсанта
Средний риск
Контроль за преподавательским составом;
Достойная оплата труда
Риск развития неустойчивого психологического состояния
В процессе обучения курсант находится в переходном возрасте, меняется его мировоззрение и осознание, негативное влияние дурных компаний и пр. может приводить к отклонениям от нормального эмоционального состояния
Преподавательский состав;
Курсант
Незначительная возможность возникновения
Средние последствия:
Курсант не сможет далее обучаться и работать в рамках авиатранспортной системы, или
Развитие излишних агрессивных качеств
Низкий риск
Организация досуга курсантов
Риск приобретения проблем связанных с физическим здоровьем
В процессе обучения состояние здоровья курсанта изменяется, вплоть до не подходящего по состоянию для выполнения полетов
Председатель ВЛЭК;
Курсант
Низкая возможность возникновения
Значимые последствия:
Курсант не сможет безопасно выполнять полеты или управлять воздушным движением
Средний риск
Периодический ВЛЭК;
Организация спортивных секций для курсантов
Риск получения неактуальных, не достоверных знаний от преподавателей
Устаревшие методики обучения
Преподавательский состав
Незначительная возможность возникновения
Значимые последствия:
Курсанты получают не актуальные данные, которые не смогут использовать в работе
Средний риск
Регулярная актуализация учебных материалов
Риск возникновения эмоционального страха при УВД или выполнении полета
Частые ошибки при проведении практических работ;
Излишняя критика со стороны инструкторов
Преподавательский состав (инструкторы)
Средняя возможность возникновения
Значимые последствия:
Курсанты не смогут адекватно применять навыки и знания, так как будут находиться в эмоциональном сжатии
Высокий риск
Наличие психолога;
Опытные инструктора
Риск приобретения и развития не соответствующих навыков
Получение знаний и опыта у некомпетентных преподавателей
Преподавательский состав (инструкторы)
Средняя возможность возникновения
Критические последствия:
Курсанты будут применять не соответствующие знания и навыки на практике, в процессе выполнения профессиональной деятельности
Критический риск
Оценка компетенций преподавателей и инструкторов;
Периодическая оценка образовательных программ;
Устранение риска получения неактуальных знаний
Риск, связанный с отсутствием совместной практики ведения фразеологии с диспетчером
Различные программы подготовок пилотов и диспетчеров: в части отсутствия совместной практики на тренажерах

Средняя возможность возникновения
Критические последствия:
Курсанты будут не способны адекватно вести фразеологию радиообмена, будут отвлекаться от пилотирования ВС
Критический риск
Внедрение виртуальной среды пилотирования
Риск реализации ошибок на практике
В процессе выполнения полетов используются не соответствующие знания и навыки курсантов, полученные ранее
Преподавательский состав;
Курсанты
Средняя возможность возникновения
Критические последствия
Критический риск
Актуальные программы подготовок, соответствующие нормам;
Самостоятельная углубленная подготовка курсантов к выполнению практических занятий


При более детальной разработке матрицы рисков следует учитывать, что для каждого учебного заведения она будет своя. Это объясняется различным уровнем оснащения учебных заведений, различным уровнем компетенций преподавательского и инструкторского состава.
Для более детальной классификации можно применять стандартный подход по идентификации рисков:
Виды рисков по возможности предвидения:
Прогнозируемые риски — это риски, которые связаны с циклическим развитием авиатранспортной системы. Предсказуемость рисков носит относительный характер, так как прогнозирование со 100%-ным результатом исключает рассматриваемое явление из категории рисков.
Непрогнозируемые риски — это риски, отличающиеся полной непредсказуемостью проявления. Например, форс-мажорные риски.
Виды рисков по источникам возникновения:
Внешний (систематический) риск это риск, не зависящий от деятельности учебного заведения. Этот риск возникает при смене отдельных стадий учебного цикла, и в ряде других случаев, на которые учебное заведение в своей деятельности повлиять не может.
Внутренний (несистематический или специфический) риск — это риск, зависящий от деятельности конкретного учебного заведения. Он может быть связан с неквалифицированным менеджментом, неэффективной структурой, низким уровнем компетенции преподавательского и инструкторского состава.
Виды рисков по размеру возможного ущерба:
Допустимый риск — это риск, потери по которому вызывают авиационного событий.
Критический риск — это риск, в результате которого может развиться аварийная ситуация или авиационное событие.
Катастрофический риск — это риск, связанный с потерями воздушных судов и жизней людей.
Виды рисков по комплексности исследования:
Простой риск характеризует вид риска, который не расчленяется на отдельные его подвиды.
Сложный риск характеризует вид риска.
Виды рисков по характеру проявления во времени:
Постоянный риск характерен для всего периода осуществления обучения.
Временный риск характеризует риск, возникающий лишь на отдельных этапах осуществления профессиональной подготовки.


Выводы
Риски в процессе профессиональной подготовки авиационного специалиста можно и нужно идентифицировать для их последующего управления с целью повышения уровня безопасности полета и недопущения развития аварийных ситуаций. Применение стандартных инструментов управления рисками, наряду с инструментами управления безопасностью полетов способно поддерживать уровень безопасности полетов на надлежащем уровне. Однако, развитие культуры безопасности полетов и повышения качества подготовки курсантов, требует системных мероприятий и более детального выявления и изучения рисков, что в целом представляет собой систему управления рисками авиационного учебного заведения. С учетом увеличивающегося влияния человеческого фактора на безопасность авиатранспортной системы, система управления рисками должна является неотъемлемой частью системы управления.


Библиографический список:
1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ
2. Зиньковская С.М. Рисковать профессионально. Системный взгляд на проблему человеческого фактора в опасных профессиях / С.М. Зиньковская. - Екатеринбург, 2006.
3. Козлов В.В. Безопасность полетов: от обеспечения к управлению / В.В. Козлов. -М., 2010.
4. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
5. Хофманн Д. Измерительно-вычислительные системы обеспечения качества: Пер. с нем. М.: Энергоатомиздат, 1991. 272 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий