УДК 351/354
Риски авиатранспортной системы при профессиональной
подготовке пилотов диспетчеров
© С.М. Головнин, xplane.manual@gmail.com
Аннотация: статья посвящена проблеме профессиональной
подготовки пилотов и диспетчеров, возможным рискам в процессе подготовки и мере
реагирования на данные риски с целью повышения качества уровня профессиональной
подготовки
Ключевые слова:
Безопасность
полетов, Управление рисками, Управление качеством, Виртуальная среда,
Подготовка авиационных специалистов, Моделирование полетов,
Введение
Способность
успешно и безопасно выполнять свою трудовую функцию работником авиатранспортной
отрасли закладывается на этапе подготовки. Профессиональная подготовка играет
важнейшую роль в обеспечении уровня безопасности полетов, так как именно в
данном процессе закладываются фундаментальные модели поведения человека в
рабочей обстановке, формируются алгоритмы реагирования на возникающие задачи в
процессе выполнения трудовой функции. В подготовке авиационных специалистов
(пилотов и диспетчеров) большую роль играет ориентация на принятие решений в
условиях неопределенности и дефицита времени. Это связано в первую очередь с
характеристикой авиатранспортной системы, в которой предстоит работать
специалистам: она характеризуется условиями неопределённости, высокими
скоростями принятия решений, высоким уровнем риска возникновения нештатных
ситуаций.
С
учетом проактивного подхода к управлению безопасностью полетов, возможные
риски, влияющие на безопасность полетов, стоит рассматривать и учитывать уже на
этапе подготовки авиационных специалистов, до того, как авиационные специалисты
будут выполнять свои профессиональные обязанности в рамках авиатранспортной
системы.
Авиатранспортная система
Авиатранспортная
система включает в себя множество элементов, основными рассматриваемыми
элементами применительно к данной статье рассмтаривается система экипажей
воздушных судов (ВС) и органов управления воздушным движением (УВД).
Экипаж
воздушного судна — (англ aircraft crew) по воздушному законодательству РФ
летный экипаж (командир воздушного судна, др. лица летного состава) и кабинный
экипаж (бортоператоры и бортпроводники) (ст. 56 ВК РФ). Применительно к статье
рассматривается именно летный экипаж ВС.
На
сегодняшний день, стремительное развитие авиатранспортной системы требует
большого количества авиационных специалистов, несмотря на автоматизацию
некоторых процессов управления и производства. Тем не менее, полностью
автоматизировать выполнение полетов не возможно и человек всегда будет
оставаться необходимым элементом подсистемы «самолет-диспетчер». Данная подсистема
«самолет-диспетчер» является частью авиатранспортной системы и включает в себя
следующие элементы:
-
экипаж ВС;
-
орган УВД;
-
окружающая среда;
-
оборудование, технические средства и инфраструктура, необходимые для выполнения
полета и обеспечения связи межу основными элементами подсистемы: самолет и
орган УВД.
Профессиональная подготовка
Как
и любая другая система, подсистема «самолет-диспетчер» подвержена различным
рискам, которые именно в этой связке «самолет-диспетчер», в случае их
наступления, могут оказывать огромное
влияние на безопасность полетов, так как непосредственно выполнение конкретного
полета под управлением пилота и контролем диспетчера зависит от устойчивого и
надежного функционирования данной подсистемы.
Исходя
из вышесказанного, профессиональная подготовка участников данной подсистемы
играют важнейшую роль в управлении безопасности полетов. Рассмотрим подробнее
профессиональную подготовку участников данной подсистемы.
Схема
процесса подготовки пилота и диспетчера не имеет особых отличий, за исключением
специализированного теоретического материала и практических занятий:
Табл.1 Процесс подготовки пилота и
диспетчера
Курсант – пилот
|
Курсант - диспетчер
|
Вступительные испытания – теория
|
|
Вступительные испытания – физические
дисциплины
|
|
Общая теоретическая и физическая
подготовка
|
|
Профессиональные дисциплины
в части пилотирования ВС, навигации
|
Профессиональные дисциплины
в части УВД
|
Фразеология и англ. язык
с точки зрения пилота
|
Фразеология и англ. язык
с точки зрения УВД
|
Практические занятия
на тренажере ВС
|
Практические занятия
на тренажере УВД
|
Практические полеты ВС
|
Практическая работа в аэропорту УВД
|
Таким
образом, зная основные этапы подготовки пилотов и диспетчеров, следует
определить возможные риски в процессе их профессиональной подготовки и
управлять идентифицированными рисками с целью исключения возможностей
наступления негативных последствий для авиатранспортной системы.
Риск
с точки зрения авиатранспортной системы — это объективная характеристика или
мера количества опасности в прогнозируемом и еще неосуществившемся, но могущем возникнуть опасном событии,
которое может произойти случайно и принести последствия в виде вреда или
ущерба.
Риски в процессе профессиональной подготовки
Рассмотрим
возможные риски в процессе подготовки пилота, на каждом этапе подготовки:
Табл.2 Риски в процессе подготовки
пилота
Этап подготовки пилота
|
Риски
|
Вступительные
испытания – теория
|
- Риск получения недостоверных
данных при оценке абитуриента (теоретических)
|
Вступительные
испытания – физические дисциплины
|
- Риск получения недостоверных
данных при оценке абитуриента (физико-психологических)
|
Общая
теоретическая и физическая подготовка
|
- Риск не усвоения материала
курсантом;
- Риск недостоверной системы
оценки (коррупционная составляющая)
- Риск развития неустойчивого
психологического состояния
- Риск приобретения проблем
связанных с физическим здоровьем
|
Профессиональные
дисциплины
в части
пилотирования ВС, навигации
|
- Риск не усвоения материала
курсантом;
- Риск получения неактуальных, не
достоверных знаний от преподавателей
- Риск недостоверной системы
оценки (коррупционная составляющая)
|
Фразеология
и англ. язык
с точки
зрения пилота
|
- Риск получения неактуальных, не
достоверных знаний от преподавателей.
|
Практические
занятия
на
тренажере ВС
|
- Риск возникновения эмоционального
страха перед полетом
- Риск приобретения и развития не
соответствующих навыков
- Риск, связанный с отсутствием совместной
практики ведения фразеологии с диспетчером
|
Практические полеты
ВС
|
- Риск реализации ошибок
пилотирования на практике;
- Риск приобретения и развития не
соответствующих навыков
|
Рассмотрим
также возможные риски в процессе подготовки диспетчера, на каждом этапе
подготовки (дли примера приводятся только основные риски, без их детального
анализа):
Табл.3 Риски в процессе подготовки
диспетчера
Этап подготовки диспетчера
|
Риски
|
Вступительные
испытания – теория
|
- Риск получения недостоверных
данных при оценке абитуриента (теоретических)
|
Вступительные
испытания – физические дисциплины
|
- Риск получения недостоверных
данных при оценке абитуриента (физико-психологических)
|
Общая
теоретическая и физическая подготовка
|
- Риск не усвоения материала
курсантом;
- Риск недостоверной системы
оценки (коррупционная составляющая)
- Риск развития неустойчивого
психологического состояния
- Риск приобретения проблем
связанных с физическим здоровьем
|
Профессиональные
дисциплины
в части
УВД
|
- Риск не усвоения материала
курсантом;
- Риск получения неактуальных, не
достоверных знаний от преподавателей
- Риск недостоверной системы
оценки (коррупционная составляющая)
|
Фразеология
и англ. язык
с точки
зрения УВД
|
- Риск получения неактуальных, не
достоверных знаний от преподавателей.
|
Практические
занятия
на
тренажере УВД
|
- Риск возникновения
эмоционального страха при УВД
- Риск приобретения и развития не
соответствующих навыков
- Риск, связанный с отсутствием
совместной практики ведения фразеологии с диспетчером
|
Практическая работа
в аэропорту УВД
|
- Риск реализации ошибок на
практике;
- Риск приобретения и развития не
соответствующих навыков
|
Поскольку
данные риски практически идентичны, рекомендуется объединить их с целью применения единой интегрированной системы
управления рисками в авиационном учебном заведении.
Таким
образом, общая иерархия рисков выглядит следующим образом:
- Риск получения недостоверных данных при
оценке абитуриента (теоретических и физико-психологических);
- Риск не усвоения материала курсантом;
- Риск недостоверной системы оценки
(коррупционная составляющая);
- Риск развития неустойчивого
психологического состояния;
- Риск приобретения проблем связанных с
физическим здоровьем;
- Риск получения неактуальных, не
достоверных знаний от преподавателей;
- Риск возникновения эмоционального страха
при УВД;
- Риск возникновения эмоционального страха
при выполнении полета;
- Риск приобретения и развития не
соответствующих навыков;
- Риск, связанный с отсутствием совместной
практики ведения фразеологии с диспетчером;
- Риск реализации ошибок на практике.
Для
управления рисками их необходимо идентифицировать классифицировать, назначить владельцев
рисков, установить показатели для оценки риска и выработать мероприятия по
работе с рисками. Сама по себе система управления рисками подразумевает наличие
мероприятий, которые не позволяют рискам реализоваться в процессе
профессиональной деятельности или, направленных на минимизацию последствий,
если риск невозможно избежать.
Идентификация и классификация
Идентификация
рисков должна выполняться в процессе профессиональной подготовки курсантов
пилотов и диспетчеров, на регулярной основе. С учетом динамичного развития
авиатранспортной системы матрица рисков должна быть «живым» инструментом,
которая пересматривается на регулярной основе. Более крупные риски следует
детализировать и применять декомпозицию матрицы рисков по нескольким уровням,
для более детальной и точной идентификации всех возможных рисков.
Для ранжирования рисков рекомендуется
применять следующую таблицу:
Рис. 1 Ранжирование рисков
Владельцы риска
Владелец
риска - лицо, ответственное за
планирование и реализацию утвержденной стратегии по управлению рисками.
Для
каждого риска должен быть назначен владелец риска, который отвечает за процесс
выявления риска, его оценки, принятия решения о возможных и необходимых мерах,
а также своевременно разработке корректирующих мероприятий и организации их
выполнения.
Показатели для оценки
Невозможно
управлять тем, что нельзя измерить. Соответственно система измерения рисков
является наиболее важной составляющей в системе управления рисками. При этом
основной формулой для оценки рисков должна являться формула расчета индекса
риска, которая выражается как произведение вероятности наступления риска и
последствий при наступлении риска, рассчитанные в количественном или качественном
виде. Индекс риска = Вероятность * последствия. Вероятность риска должна
определяться с учетом теории вероятности и общей практики функционирования
авиатранспортной системы.
Измерение
и анализ рисков рекомендуется проводить с использованием инструментов системы
качества, таких как: диаграмма сродства, диаграмма связей, древовидная
диаграмма, матричная диаграмма, сетевой график (диаграмма Ганта), диаграмма
принятия решений (PDPC), матрица приоритетов.
Таким образом, применительно к указанным
в статье рискам может
быть применена следующая матрица рисков:
Табл.4 Матрица рисков профессиональной подготовки
пилотов и диспетчеров
Риск
|
Причина
|
Владелец риска
|
Вероятность
|
Последствия
|
Индекс риска
|
Корректирующие мероприятия
|
Риск
получения недостоверных данных при оценке абитуриента (теоретических и
физико-психологических)
|
При поступлении курсант скрыл данные о
начальном образовании и/или физическом здоровье
|
Председатель приемной комиссии;
Председатель ВЛЭК
|
Средняя возможность возникновения
|
Значимые последствия:
В процессе выполнения полетов могут
сформироваться критические последствия для здоровья курсанта, которые не
позволят безопасно выполнить полет (ухудшение зрения, потеря слуха и т.д.)
|
Высокий
риск
|
Тщательно проверять материалы
абитуриента, независимый ВЛЭК при поступлении
|
Риск
не усвоения материала курсантом
|
Не серьезное отношение курсанта к
учебе;
Слабая вовлеченность преподавателя в
образовательный процесс
|
Начальник курса;
Курсант
|
Высокая возможность возникновения
|
Средние последствия:
По завершению обучения, в процессе
выполнения полетов курсанту будет недоставать теоретических знаний для
выполнения полета
|
Высокий
риск
|
Внимание начальника курса на
периодическую оценку знаний;
Осознание курсантом необходимости
самостоятельной подготовки;
Вовлечение преподавателей в
образовательный процесс
|
Риск
недостоверной системы оценки (коррупционная составляющая)
|
В процессе сдачи экзамена, зачета,
курсант «покупает» оценку
|
Преподавательский состав
|
Низкая возможность возникновения
|
Средние последствия:
Необъективная оценка знаний курсанта
|
Средний риск
|
Контроль за преподавательским
составом;
Достойная оплата труда
|
Риск
развития неустойчивого психологического состояния
|
В процессе обучения курсант находится
в переходном возрасте, меняется его мировоззрение и осознание, негативное
влияние дурных компаний и пр. может приводить к отклонениям от нормального
эмоционального состояния
|
Преподавательский состав;
Курсант
|
Незначительная возможность возникновения
|
Средние последствия:
Курсант не сможет далее обучаться и
работать в рамках авиатранспортной системы, или
Развитие излишних агрессивных качеств
|
Низкий риск
|
Организация досуга курсантов
|
Риск
приобретения проблем связанных с физическим здоровьем
|
В процессе обучения состояние здоровья
курсанта изменяется, вплоть до не подходящего по состоянию для выполнения
полетов
|
Председатель ВЛЭК;
Курсант
|
Низкая возможность возникновения
|
Значимые последствия:
Курсант не сможет безопасно выполнять
полеты или управлять воздушным движением
|
Средний риск
|
Периодический ВЛЭК;
Организация спортивных секций для
курсантов
|
Риск
получения неактуальных, не достоверных знаний от преподавателей
|
Устаревшие методики обучения
|
Преподавательский состав
|
Незначительная возможность возникновения
|
Значимые последствия:
Курсанты получают не актуальные
данные, которые не смогут использовать в работе
|
Средний риск
|
Регулярная актуализация учебных
материалов
|
Риск
возникновения эмоционального страха при УВД или выполнении полета
|
Частые ошибки при проведении
практических работ;
Излишняя критика со стороны
инструкторов
|
Преподавательский состав (инструкторы)
|
Средняя возможность возникновения
|
Значимые последствия:
Курсанты не смогут адекватно применять
навыки и знания, так как будут находиться в эмоциональном сжатии
|
Высокий риск
|
Наличие психолога;
Опытные инструктора
|
Риск
приобретения и развития не соответствующих навыков
|
Получение знаний и опыта у
некомпетентных преподавателей
|
Преподавательский состав (инструкторы)
|
Средняя возможность возникновения
|
Критические последствия:
Курсанты будут применять не
соответствующие знания и навыки на практике, в процессе выполнения
профессиональной деятельности
|
Критический
риск
|
Оценка компетенций преподавателей и
инструкторов;
Периодическая оценка образовательных
программ;
Устранение риска получения
неактуальных знаний
|
Риск,
связанный с отсутствием совместной практики ведения фразеологии с диспетчером
|
Различные программы подготовок пилотов
и диспетчеров: в части отсутствия совместной практики на тренажерах
|
Средняя возможность возникновения
|
Критические последствия:
Курсанты будут не способны адекватно
вести фразеологию радиообмена, будут отвлекаться от пилотирования ВС
|
Критический
риск
|
Внедрение виртуальной среды
пилотирования
|
|
Риск
реализации ошибок на практике
|
В процессе выполнения полетов
используются не соответствующие знания и навыки курсантов, полученные ранее
|
Преподавательский состав;
Курсанты
|
Средняя возможность возникновения
|
Критические последствия
|
Критический
риск
|
Актуальные программы подготовок,
соответствующие нормам;
Самостоятельная углубленная подготовка
курсантов к выполнению практических занятий
|
При
более детальной разработке матрицы рисков следует учитывать, что для каждого
учебного заведения она будет своя. Это объясняется различным уровнем оснащения
учебных заведений, различным уровнем компетенций преподавательского и
инструкторского состава.
Для
более детальной классификации можно применять стандартный подход по
идентификации рисков:
Виды рисков по возможности предвидения:
Прогнозируемые
риски — это риски, которые связаны с циклическим развитием авиатранспортной
системы. Предсказуемость рисков носит относительный характер, так как
прогнозирование со 100%-ным результатом исключает рассматриваемое явление из
категории рисков.
Непрогнозируемые
риски — это риски, отличающиеся полной непредсказуемостью проявления. Например,
форс-мажорные риски.
Виды рисков по источникам возникновения:
Внешний
(систематический) риск — это риск,
не зависящий от деятельности учебного заведения. Этот риск возникает при смене
отдельных стадий учебного цикла, и в ряде других случаев, на которые учебное
заведение в своей деятельности повлиять не может.
Внутренний
(несистематический или специфический) риск — это риск, зависящий от
деятельности конкретного учебного заведения. Он может быть связан с
неквалифицированным менеджментом, неэффективной структурой, низким уровнем
компетенции преподавательского и инструкторского состава.
Виды рисков по размеру возможного
ущерба:
Допустимый
риск — это риск, потери по которому вызывают авиационного событий.
Критический
риск — это риск, в результате которого может развиться аварийная ситуация или
авиационное событие.
Катастрофический
риск — это риск, связанный с потерями воздушных судов и жизней людей.
Виды рисков по комплексности
исследования:
Простой
риск характеризует вид риска, который не расчленяется на отдельные его подвиды.
Сложный
риск характеризует вид риска.
Виды рисков по характеру проявления во
времени:
Постоянный
риск характерен для всего периода осуществления обучения.
Временный
риск характеризует риск, возникающий лишь на отдельных этапах осуществления профессиональной
подготовки.
Выводы
Риски
в процессе профессиональной подготовки авиационного специалиста можно и нужно
идентифицировать для их последующего управления с целью повышения уровня
безопасности полета и недопущения развития аварийных ситуаций. Применение
стандартных инструментов управления рисками, наряду с инструментами управления
безопасностью полетов способно поддерживать уровень безопасности полетов на
надлежащем уровне. Однако, развитие культуры безопасности полетов и повышения
качества подготовки курсантов, требует системных мероприятий и более детального
выявления и изучения рисков, что в целом представляет собой систему управления
рисками авиационного учебного заведения. С учетом увеличивающегося влияния
человеческого фактора на безопасность авиатранспортной системы, система
управления рисками должна является неотъемлемой частью системы управления.
Библиографический
список:
1. Воздушный кодекс Российской
Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ
2. Зиньковская С.М. Рисковать профессионально.
Системный взгляд на проблему человеческого фактора в опасных профессиях / С.М. Зиньковская.
- Екатеринбург, 2006.
3. Козлов В.В. Безопасность полетов: от
обеспечения к управлению / В.В. Козлов. -М., 2010.
4.
ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и
словарь.
5.
Хофманн Д. Измерительно-вычислительные системы обеспечения качества: Пер. с
нем. М.: Энергоатомиздат, 1991. 272 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий